История успеха севастопольского дизайнера Ирины Берзиной
Встречают по одежке, провожают по уму – истина, проверенная временем. Одежда была и остается неотъемлемым атрибутом жизни человека. Она показатель статуса, вкуса, своего рода визитная карточка, но, в первую очередь, защитник от холода и зноя. Одежда, как и сам человек, эволюционировала – от звериных шкур, шитых воловьими жилами, до современного текстиля. И в XXI веке купить готовый костюм или платье уже не составляет особого труда. Масса магазинов и бутиков предлагают одежду на любой вкус, цвет и кошелек. Поэтому авторские предметы гардероба, необычные и не похожие ни на какие другие, сегодня ценятся все больше и больше. Что уж говорить о том, если эти вещи сшиты не из привычных для нас тканевых материалов, а из кожи или меха?
Севастопольский дизайнер Ирина Берзина умеет превращать бесформенные куски кожи и меха в красивую, модную и комфортную одежду. Она собрала единомышленников и трудится в собственном ателье. Много лет работая в этой сфере, Ирина знает не только, как быстро и качественно пришить детали изделия, но и как использовать материал на все 100% и не оставить ни одного кусочка без внимания. А еще она с радостью и большим удовольствием передает знания своим ученикам.
– Хотя у меня нет диплома об образовании, где было бы написано, что я дизайнер. Но я позволила себе называть себя именно дизайнером. Возможно, в какой-то степени это и завышено, но ведь я творю и создаю какой-то образ. Так меня воспринимают и клиенты, и ученики.
Как ни странно, но в детстве Ирина не увлекалась шитьем и даже не задумывалась о том, какие эксклюзивные изделия сможет создавать из кожи и меха в будущем. Альтернативой было вязание, которому научила мама. Ирина твердо была уверена в том, что если ей нужно будет что-то сшить, она это свяжет. Шитью Ирину в семье, конечно, тоже учили. Этим занималась бабушка. Будучи опытной портнихой, она настойчиво делилась с Ириной своими знаниями и умениями. Но ведь не зря говорят, что всему свое время. И перемены в жизни нашей героини наступили с появлением сына. Именно тогда Ирина начала шить и раскрыла в себе новый талант.
– Хотелось пришить кружево, сделать что-то необычное. Я попробовала и поняла, что это безумно интересно! А на выходе – огромное удовольствие, красота, то, что приятно глазу. То, что делает твоего ребенка или тебя абсолютным индивидуумом.
Ей понравилось, и она просто стала шить. Верхнюю одежду сначала шила для себя, а со временем стали появляться клиенты. Сегодня дизайнер кожи и меха Ирина Берзина точно знает, какие бы таланты не были даны человеку свыше, нужно трудиться, прикладывать максимум усилий и постоянно развиваться, иначе результата добиться невозможно. А развивать себя можно по-разному: это и общение, и учеба, и самообразование. Также она рекомендует просто анализировать то, что происходит вокруг нас.
– Помню, как сейчас. Мне было лет 10. Мама в творчестве со мной была, как на равных – всегда советовалась и формировала образ в моем воображении. На конкретном примере показывала, как лучше сочетать цвета, какую подобрать обувь и так далее. Таким образом, она меня и воспитывала, в том числе. И сейчас я до сих пор наблюдаю за окружающими меня людьми и анализирую. Мне нравятся какие-то идеи. Бывает очень интересный подход, как человек комбинирует одежду, как он себя видит и как себя подает. Вот такая учеба каждый день.
Кожей Ирина занимается более 20 лет, мехом – около 15. И если работа с мехом, в основном, это просто любовь к своему делу, общие знания и стандарты, то кожаные изделия – это полностью авторский проект дизайнера, своя линия одежды и аксессуаров. Ателье Ирины специализируется не только на пошиве новых изделий. Очень часто клиенты просят перешить уже готовую куртку, шубу, дубленку или пальто. Причины банальные: изделие давно вышло из моды, висит без дела в шкафу или плохо сидит по фигуре. И, конечно, не обходится без ремонта.
– Бывают ситуации, когда при ремонте изделия мы находим разрывы, о которых клиент не знал и не просил их устранять. Мы это все, конечно, зашиваем, но в стоимость не включаем и порой клиенту даже не говорим об этом, если дефекты были незначительные. Но фотографируем. И мне кажется, что это не солидно звонить клиенту и спрашивать, нужно ли зашить какую-то дырочку. Иногда случается так, что само изделие изначально перекошено и несимметрично сшито. Мы и этот вопрос решаем. Потому что нам нужна четкая симметрия в наших включениях.
В свое дело Ирина вкладывает душу и огромный труд. Поэтому ее желание передавать знания и делиться накопленным опытом вполне естественно. Несмотря на то, что у Ирины нет дочери, которую она могла бы учить так, как это делала её мама, наша героиня надеется на появление в будущем внучки. Однако уже сейчас Ирина смогла реализовать себя как учитель и наставник.
– Раньше меня больше занимало делать различные коллекции, но сейчас уже – обучение. Научиться человеку работать с кожей и мехом сложно. Я чувствую в себе потенциал, что я могу научить и подсказать. Я строю свое обучение так, что в самом начале вселяю в человека уверенность, что у него все получится. Помогаю ему сделать самые первые шаги и поверить в себя. Вот это самое важное.
Ученицы Ирины с воодушевлением рассказывают, с каким вниманием, добротой и любовью она к ним относится, какая душевная обстановка царит в мастерской. На своих уроках, мастер-классах Ирина учит делать не просто необычные вещи, а уникальные. Такой вещи еще ни у кого не было и больше ни у кого не будет, уверены подопечные Ирины. Это настоящий эксклюзив. А старые вещи не только приобретают новый облик, но и становятся самыми любимыми. Ученики Ирины точно знают, что такую подробную и структурированную информацию невозможно найти ни в одном из открытых источников.
– Информацию по нашей области очень сложно найти. Я думала, что мне одной было так тяжело ее найти. Я училась и в советские времена, и в постсоветские, когда Интернета не было. Но сейчас, казалось бы, всё открыло, но мне жалуются, что целостной программы обучения найти просто невозможно, только фрагментами. Иногда, казалось бы, настолько элементарные вопросы задают… Но человек же не может найти ответ. Поэтому я потихоньку собрала свои знания в кучу, постаралась их систематизировать и регулярно обновляю. Все свои мастер-классы я поддерживаю ответами на вопросы и всегда стараюсь помогать.
Ученики Ирины также отмечают трепетное отношение мастера к обрезкам кожи и меха. Наша героиня убеждена в том, что это не мусор, и нельзя выбрасывать даже самый маленький кусочек материала. Еще на этапе раскройки Ирина сразу сортирует все фрагменты, которые не пригодились в этот раз. Она считает своим долгом рассказать клиенту, как он может их использовать в будущем. Ведь из остатков смело можно сшить воротник, сумочку или подвеску. Из совсем небольших кусочков кожи и меха в ателье Ирины Берзиной шьют брелоки в форме совят и домовят. Очень часто их просто дарят клиентам на память.
– Я всегда люблю усложнять. Там, где сложно, там мне и интересно. Работа с кожаными и меховыми изделиями – это каждый раз для меня вызов. И мне нужен вызов! Когда приходит клиент и просит что-то переделать, заранее невозможно узнать, что же получится на выходе, и каких трудов это будет стоить. Эта вещь уже индивидуальная. На нее времени тратится больше, чем на пошив, но это уже конкретная польза для конкретного человека.
Сегодня клиентами ателье Ирины Берзиной являются не только жители Севастополя и Крыма, но России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Многие готовы ждать свою очередь несколько месяцев или даже полгода. Ирина точно знает, что это благодаря тому, что она не только делает свою работу качественно, но и может рассказать о ней миру в сети Интернет.
– Когда появился канал на YouTube, люди уже смогли увидеть меня живьем, увидеть мои изделия, услышать мой голос и мою интонацию. Я не составляю никаких сценариев, я не читаю чей-то написанный текст – я говорю то, что знаю, и то, что считаю нужным. Мне пишут люди: «Мы слышим, как Вы любите свою работу «. И это действительно так. Конечно, человек все равно переживает, когда пересылает мне свое изделие, но опасений у него немного, потому что он знает, что я буду внимательно и с уважением относиться к заказу и сделаю все максимально хорошо. Я могу где-то ошибиться или не понять клиента, но в таких случаях я всегда исправляю работу.
Ирина гордится своим коллективом и своими учениками. За два года обучения на ее курсах начали вырастать настоящие мастера, которые уже могут шить и для себя, и зарабатывать. Это для Ирины одно из самых больших и ценных приобретений.
– Специалистов в нашей области сейчас очень мало, в нашем городе даже швей очень мало. Мои знакомые преподаватели жалуются, что никто не хочет идти учиться на швею. А кожа и мех – это уже совсем другая категория. Сначала нужно научиться шить, а потом уже учиться шить кожу и мех. Вообще, кожевники, скорняки, меховщики – это отдельная каста. И что интересно, кожевники – отдельно, скорняки – отдельно. А люди знающие, как между собой совместить эти два материала, – это тоже отдельная каста. И это огромный труд.
Особое внимание в ателье привлекают изделия с российской символикой: флаг, платье, сумки. Жизнь и творчество Ирины тесто переплетаются, и события 2014 года побудили ее к созданию коллекции платьев под названием «Краса России», где заглавное платье имеет расцветку российского триколора. Для Ирины воссоединение с Россией не пустой звук. Как и многие севастопольцы, она устала долгие годы жить в «непонятках» и ждала перемен.
«В принципе, жили в хорошей стране, Украине. В каждой стране есть свои проблемы. Не знаю, кто как, но мне не нравилось все, что происходило. Мне не нравилось, что моему сыну в школе насаждали украинский язык, мне не нравилась та история, которую он приносил домой. Оно было как неродное. Воссоединение с Россией случилось очень резко, но оно должно было случиться. Я это восприняла с огромнейшим энтузиазмом. Когда у нас появился российский флаг – а его было не купить, и когда купили, то радовались и гордились. Этот флаг до сих пор у меня, и это дань еще тем эмоциям. Сейчас мы уже привыкли, оно наше, и мы спокойно себя чувствуем. А тогда у всех были слезы на глазах и бежали мурашки по коже. Такое человеческое единение просто так не придумаешь».
Вопреки распространенному мнению, что мастера, работающие с дорогими изделиями, зажиточные и ни в чем не нуждаются, у семьи Ирины средний достаток и живут они достаточно скромно. В планах – завершить строительство своего дома. Но в то же время Ирина признается, что ее гардероб богатый и разнообразный, так как она может пошить себе любую одежду. Работа мастера по коже и меху, несомненно, стоит дороже, но она и более трудоемкая. Ирина говорит, что вдохновение не покидает ее никогда. И даже в не самые благоприятные периоды жизни вдохновения не было меньше.
– Мой лозунг касательно работы – это делать по максимуму то, что ты можешь сделать сегодня, с мыслью о перспективе, о движении вперед. Я для себя в работе никогда не ставлю точку. Мне все время хочется двигаться вперед. Сейчас у нас в работе линейка сумочек, рюкзачков, украшений. И это совершенно не предел. Самое главное – найти себе соратников по работе, таких же заряженных, чтобы они также творили со мной вместе и получали удовольствие. Есть цели: чтобы мы быстрее успевали делать заказы, чтобы я смогла вырастить больше помощников. Но хотеть – это одно. Нужно просто планомерно двигаться и быть уверенным в том, что это осуществится.
Человеку сложно расстаться с одеждой. Поэтому люди, которые ее создают, в современном мире остаются востребованными специалистами. А дизайнер кожи и меха Ирина Берзина своим примером показывает, что успех и материальный достаток может принести хобби – любимое занятие, которое доставляет удовольствие. Ведь разве можно делать плохо то, что тебе по-настоящему нравится?
Автор Ксения Цилимецкая, фото Алексея Григорьева